четверг, 9 мая 2013 г.

Мои дедушка и бабушка тоже вышивали... С днем победы!

День победы для меня - самый важный день в году. Для меня это действительно "праздник со слезами на глазах". Война не обошла стороной никого из моих родственников... Мне страшно только от мыслей о том, что пережили тогда люди... Они героически отстояли нашу Родину, они дали нам шанс появиться на свет! И я всегда буду говорить им спасибо, даже несмотря на то, что их уже нет в живых. У меня не осталось бабушек и дедушек, но память о них будет жить в моем сердце всегда!

В нашей семье все с трепетом относятся к тому, что наши предки оставили после себя. Мы бережно храним их документы, фотографии, обручальные кольца, посуду. А дедушка с бабушкой по маминой линии оставили после себя еще и замечательные вышивки. Хочу вам их показать.

Эти розы вышивал мой дедушка в начале 50-х гг. Раньше эти розы по 4-м углам украшали праздничную скатерть, которую стелили на стол, когда приходили гости. Из рассказов многих родственников мне известно, что дедушка и бабушка были очень гостеприимными и хлебосольными - их стол часто собирал вокруг себя дружные, веселые семейные компании. У нас сохранился только один фрагмент скатерти, который мы теперь бережно храним.

Не знаю, как были вышиты эти розы... Были ли тогда схемы... или сюжет придумывали сами.
Но эта вышивка хранит тепло рук моего дедушки. Когда мне было 5 лет, дедушка тяжело заболел... Мне очень хорошо запомнилось, как меня привезли к нему навестить... Он не мог ходить и практически не говорил. И я четко запомнила, как превозмогая боль, он сказал: "Дайте Викульке конфет!". Больше я его не видела, он вскоре умер... А это единственное, что я о нем запомнила.




Посмотрите, какая аккуратная изнанка!

А эти розочки вышивала моя бабушка, тоже в начале 50-хх годов. Не знаю, была ли эта вышивка частью скатерти или салфетки, а может быть осталась неоформленной... Но глядя на нее, у меня по коже бегут мурашки... Я молча восхищаюсь...
 Дедушка с бабушкой безумно друг друга любили, никогда не ссорились...
Об этом мне рассказывала сама бабушка.
У них многому можно было бы поучиться...
Бабушка у меня была самой настоящей, той, которую очень ждешь, с которой хочешь пообщаться и поиграть. Когда она приезжала к нам домой, то всегда привозила с собой 4 неподъемных сумки с гостинцами - сладостями, орехами, фруктами, пирожками, булочками. А иногда она баловала нас наивкуснейшим тортом "Наполеон". Для меня было счастьем, когда бабушка соглашалась спать со мной в одной комнате и перед сном рассказывала мне истории из своей жизни. А еще она учила меня петь романсы, играла со мной в настольные игры... Прекрасное было время...

А посмотрите, на чем тогда вышивали! На дедушкиной вышивке основа похожа на хлопчатобумажную простынь, а на бабушкиной - это простой необработанный лен. Не то что у нас сейчас - хочешь канва, хочешь ткань равномерного плетения! Даже не представляю, как они вышивали такие ровные крестики на обычной ткани... Я бы так не смогла!

Вспомнилась мне одна грустная история. Как-то отдыхала я на даче, у соседей - моих ровесников - умерла бабушка, и они активно убирались в доме. За забором они развели костер, куда дружно носили многочисленные вещи... Я проходила мимо, и на моих глазах в огонь уверенно полетело огромное полотно с красивейшим вышитым пейзажем. С криком "Что вы делаете?" я кинулась к костру, схватила из огня вышивку, начала тушить. Они выхватили ее у меня из рук, снова бросили в огонь со словами "Что хлам собирать?!". Вышивка их бабушки сгорела... А вместе с ней сгорела и память... И не нужны тут больше слова...

Мои бабушки и дедушки во время войны были подростками, их родители уходили на фронт... В моей памяти навсегда сохранятся их рассказы о страшной войне, о бомбежках, о голоде...
Когда началась война, моему дедушке по папиной линии было 13 лет. Он всю войну проработал на заводе. По росту он был маловат, не доставал до станков, поэтому работал, стоя на табуреточке. Его труд не забыт! Спасибо тебе, дедушка! И спасибо тебе за то, что научил меня по часам определять время, научил кататься на велосипеде, да и много чего еще... )))
Бабушку по папиной линии я никогда не видела, но безумно ее люблю. Она умерла совсем молодой, за месяц до моего рождения. Я знаю, что она очень меня ждала, подготовила мне в подарок на рождение зимнюю малюсенькую шубку... Но мы так и не встретились...

Чтобы передать эту память будущим поколениям мама сделала потрясающий альбом с семейными фото, в т.ч. и вековой давности, а я - генеалогическое древо. Каждый раз с содроганием перелистываю страницы альбома, пристально всматриваюсь в лица своих предков. А какой у них взгляд! Такой глубокий, мудрый. И мне кажется, что раньше люди выглядели старше своего возраста. А может просто сейчас всё по-другому! Мы не видели и не чувствовали всего того, что пережили они. Наверно поэтому и взгляд так отличается...

На некоторых фотографиях начала ХХ века с обратной стороны встречаются такие фирменные оформления с данными фотографа. Все время смотрю на надпись "Негативы хранятся", так и хочется спросить: "Где хранятся? Покажите! Хотя бы одним глазком..." А в ответ вековая тишина... 

Очень впечатляют и трогают до слез фотографии с рукописными записями с обратной стороны. Вот на этой фотографии подпись датирована 9 сентября 1944 года. 
"Когда на фото посмотришь, то меня вспомнишь.
И можешь себе сказать, что он любит меня"

До XXI века дожила только одна моя бабушка.
От Президентов России она получала поздравительные письма.
Очень рада, что они сохранились в нашем семейном архиве.


С какой радостью бабушка рассказывала мне о 9 мая 1945 года! Я помню ее лицо... Она плакала и улыбалась... На этой фотографии изображен праздничный салют в честь Победы в Великой Отечественной войне.

От всей души хочу поздравить всех с самым важным для нашей страны праздником! )))  Ура-ура-ура!

P.S. Советские фильмы про войну смотреть не могу - заливаюсь слезами... В этой светлый день буду просто радоваться душой и сердцем, благодарить ветеранов за их подвиги, греться под теплым солнцем в этом прекрасном голубом мирном небе...

27 комментариев:

  1. Вика, с праздником Великой Победы!
    От твоего рассказа немного мурашки побежали. Хорошо, когда так помнят и любят.

    ОтветитьУдалить
  2. С днем победы! Какой замечательный пост! Вышивка просто нет слов так аккуратно вышита, красотище.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень трогательный рассказ...
    С Праздником, Вика! С Великим днём!

    ОтветитьУдалить
  4. Вика, с праздником! Какая интересная история, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Вика, с праздником!!! У нас тоже есть бабушкины вышивки, но мало, она при переезде многое раздарила.

    ОтветитьУдалить
  6. Чудесный пост!С праздником)

    ОтветитьУдалить
  7. Просто чудесный рассказ про дедушку с бабушкой!Человек, не знающий своих предков, как дерево, вырванное из земли...без прошлого нет бедущего!

    ОтветитьУдалить
  8. Вика! с праздником тебя и твою семью! спасибо огромное за рассказ...

    Вышивка бабушки и дедушки впечатляет....

    ОтветитьУдалить
  9. Вика, очень трогательный рассказ!
    Память о предках должна жить, ведь без прошлого у нас нет будущего!
    Особенно ценны работы, такие как вышивки например, это очень хорошо, что ваша семья так бережно хранит теплоту рук своих предков. Это очень важно.
    Моя мечта - это восстановить генеалогическое древо семьи. Думаю этим летом займусь этой масштабной работой!

    ОтветитьУдалить
  10. Вика, с праздником! Очень трогательный рассказ!

    ОтветитьУдалить
  11. Викуль! Сижу и плачу......
    Спасибо.......................память и чувство гордости в наших сердцах.....

    ОтветитьУдалить
  12. Вика,растрогана до слез!И память, самое главное!С Праздником!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за пост, интересно почитать, молодец, что храните всю память-вышивки, медали, фото...

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо, что поделилась историей своей семьи. Очень прочувствованный рассказ, было интересно прочесть...

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за истории и воспоминания! Они прекрасные.

    ОтветитьУдалить
  16. Трогательно. до слез!

    и какая красивая вышивка!!

    с Праздником!!!!

    ОтветитьУдалить
  17. С Днем Победы! Трогательный и очень семейный рассказ!
    Внесу и я свои "5 копеек" в этот день: мои бабушка с дедушкой по маминой линиии тоже ветераны ВОВ, бабушка ветеран тыла, а дедушка воевал (к сожалению, его я ни разу не видела, только на фото). Всегда с интересом разглядываю его военные медали. А у бабушки есть такие же вышитые розы, на наволочках подушек и на вышитых простынях.
    А еще, была у нас одна знакомая бабушка Таня, она прослужила в армии всю войну, ее рассказы о том страшном времени я всегда слушала очень внимательно, они "пробирали" до мурашек.
    В прошлом году я побывала в музее Обороны и блокады города Ленинграда, вышла из него с очень тяжелым, давящим чувством и только одной мыслью "все должны в нем побывать, чтобы больше никогда не было войны"
    И пусть небо над нашими головами всегда будет мирным! Нужно помнить, обязательно помнить!

    ОтветитьУдалить
  18. С Великим праздником! Я надеюсь что и следующим поколениям, иы сможем привить это, благодарность за все!!! У меня тоже от бабушки сохранились похожие вышивки!
    Надо у нее спросить как они вышивали, там помоему были квадратики краской напечатаны.

    ОтветитьУдалить
  19. Викуль, и тебя с праздником!
    Боже... какой пост душевный... столько тепла и уважения в воспоминаниях... такие интересные воспоминания... спасибо, что приоткрыла окошко в свою душу, воспоминания детства...
    дедушка твой поразил своей вышивкой, в хорошем смысле...
    у меня тоже от бабушки-прабабушки осталась вроде сорочка вышитая, надо у мамы уточнить... тк была у нас одна неприятная история: когда я училась в младших классах, то на школьную выставку мне мама дала отнести эту сорочку, и вроде школа ее потеряла типа... сейчас бы за такое разорвала на куски школу, а тогда не помню чем точно все закончилось, больше 20 лет прошло...

    ОтветитьУдалить
  20. Хорошо как написала, Вика! Очень интересно и трогательно. Спасибо! И с праздником Победы!

    ОтветитьУдалить
  21. Спасибо, Вика, за душевный и трогательный рассказ!) С Праздником!)

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо, дорогие, за ответные поздравления с Великим праздником! Рада, что вам понравился пост, писала его на одном дыхании, это был порыв души! Спасибо за комментарии, спасибо, что нашли время прочитать и написать! Спасибо, что вы со мной!!!

    ОтветитьУдалить
  23. Вика, я тоже хочу присоединится к вышесказанному. Замечательный пост!!! Трогает до глубины души.

    ОтветитьУдалить
  24. Вика, потрясающий пост! Молодец, так хорошо написала!
    Поздравляю с прошедшим праздником! Пусть наши дети смогут сохранить и дальше всю эту память, все эти вещи, что хранили до сих пор мы!

    ОтветитьУдалить
  25. Оксана, Наталья, спасибо Вам за такие добрые отзывы! )))

    ОтветитьУдалить
  26. Мы с братом тоже решили составить подробное генеалогическое дерево для наших детей и внуков. История лучше понимается детьми, если она связана с семьёй.

    Спасибо за чудесный пост и за то, что поделились красотой вышивки своих родных!
    А вышивающий дедушка - это вообще уникум!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, большое спасибо за такие добрые слова! Мне очень приятно! Удачи в составлении генеалогического дерева! Это очень увлекательное, интересное и полезное занятие! )))

      Удалить

Дорогие гости моего блога!
Большое спасибо за Ваши комментарии.
Для меня они очень важны!